Задать вопрос

Скоро в Детский сад

СКОРО В ДЕТСКИЙ САД

Скоро ваш ребёнок пойдёт в детский сад. О том, какие трудности ждут ребёнка и его родителей и как к ним подготовиться, мы сегодня и поговорим.
Поступление ребёнка в ясли, детский сад нередко бывает сопряжено с тяжёлыми переживаниями и даже заболеваниями. Процесс адаптации (привыкания) к условиям дошкольного учреждения может протекать по-разному, и тяжесть зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребёнка, от состояния его здоровья и предшествующих условий воспитания в семье, а ещё от того насколько хорошо родители подготовят малыша к этому важному периоду жизни.
По нашим данным из семей в детские сады г. Железногорска в поступило здоровых детей всего 23,2%, из «группы риска», т.е. имеющих функциональные (обратимые) отклонения здоровья - 43% , а у 38,6% малышей уже есть хронические заболевания. Естественно, ожидать лёгкой адаптации мало вероятно. У 55,7%) детей, поступивших в детский сад, адаптация проходила легко, а у 44,3% с отклонениями, в т.ч. у 4,9% адаптация тяжёлой степени, которая отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии малыша. У этих детей развиваются невротические реакции, они начинают часто болеть острыми респираторными инфекциями, нередко заболевают пневмонией.
Что же надо делать, чтобы предотвратить тяжёлую адаптацию? Если у вас есть возможность посидеть с ребёнком до 3 - 4-х лет, не отказывайтесь от неё. К сожалению, в детских садах дети раннего возраста часто болеют, а это сказывается на здоровье и развитии ребёнка в последующие годы. Умение же общаться со сверстниками, самостоятельность, навыки не хуже развиваются и при домашнем воспитании, если родители серьёзно и вдумчиво относятся к этим вопросам. Недаром государство даёт возможность быть женщине в декретном отпуске до 3-х лет.
Но если вы решили, что малыш должен пойти в детский сад, то постарайтесь подготовить его и себя к этому событию.
Существует приказ Министерства здравоохранения о подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение и о противопоказаниях к оформлению детей в детский сад. Не каждому ребёнку рекомендуется посещение детского сада по состоянию здоровья. В некоторых случаях приходиться отложить посещение учреждения. Врачебная комиссия детской поликлиники осуществляет контроль за подготовкой и допуском к поступлению в дошкольное учреждение.
Общая подготовка осуществляется, по сути, с рождения ребёнка. Задача семьи создать условия для роста и развития ребёнка. Грудное вскармливание является одним из главных условий, обеспечивающих полноценное здоровье и профилактику заболеваний. Не малое значение имеет профилактика рахита, анемии, закаливание. Необходимо воспитание у ребёнка умений и навыков, соответствующих возрасту; важно посещать врачей в назначенные сроки и выполнять их рекомендации. За 2 - 3 месяца до поступление в дошкольное учреждение необходимо с ребёнком пройти диспансеризацию у участкового педиатра, хирурга-ортопеда, офтальмолога, невропатолога, ЛОР врача, лабораторное обследование. При выявлении отклонений провести назначенное лечение, оздоровление.
За 1 - 2 месяца до поступления провести профилактику острых респираторных инфекций по назначению педиатра средствами, повышающих защитные механизмы ребёнка (витамины, интерферон, анаферон и др.)
В случае острого заболевания ребёнок может быть направлен в дошкольное учреждение не ранее, чем через 2-3 недели после выздоровления, а после проведенной очередной вакцинации дети допускаются в детский сад только через месяц.
Родителям до оформления ребёнка в детский сад необходимо обратить внимание на режим дня ребёнка. Он должен быть постепенно перестроен таким образом, чтобы был приближен к режиму группы, которую будет посещать ребёнок. Об этом надо узнать заранее, когда даётся направление в детский сад.
Если ребёнок уже не спит днём, приучите его просто лежать в постели. Необходимо устранить вредные привычки: укачивание ребёнка перед сном, кормление из бутылочки, сосание пустышки (не секрет, что многие ещё в 3 года не отучены от этого).
Известно, что у детей длительно сосущие соску нарушается прикус зубов, задерживается развитие речи и др.
Ребёнку необходимо привить следующие навыки: есть самостоятельно, правильно держать ложку, пережёвывать пищу, пить из чашки. Максимально приблизить меню ребёнка к детсадовскому.
Как правило, к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи нередко не владеют этой привычкой. Применение памперсов без привития навыков опрятности часто играют отрицательную роль.
Важно также подготовить ребёнка к достаточно большой детской кампании. Активно приучать к общению со взрослыми и детьми. Научите его здороваться, предлагать свои игрушки детям, просить разрешения играть с детьми, не обижать детей.
Закаливание малыша - особый разговор. Закаливать нужно всех детей, а тех, которые идут в детский сад - особенно. Мамам надо с пользой использовать декретный отпуск, изучить методы закаливания и вместе с участковым педиатром выбрать те методы, которые подойдут вашему ребёнку, обучиться в комнате здорового ребёнка в детской поликлинике оздоровительному массажу и проводить его малышу регулярно. Цель, чтобы ребёнок не вырос как «тепличное растение», а такие дети часто болеют.
Сложным моментом в период знакомства с садиком является расставание ребёнка с родителями. Довольно часто дети плачут при расставании, сильно нервничают, у них ухудшается аппетит, иногда отказываются от еды, не ложатся спать без мамы. Необходимо заранее приучить ребёнка к расставанию с мамой. Повышенная тревожность мамы может провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации своё внутреннее состояние должна изменить мама.
И последнее: малыш должен чувствовать, что родители полностью доверяют и симпатизируют новым для него людям, окружающим его в детском саду.
Какие же мероприятия необходимы для облегчения адаптации ребёнка к дошкольному учреждению?
1. На режим детского учреждения необходимо переводить ребёнка постепенно. Первое время он должен быть максимально приближен к домашнему. В целях профилактики переутомления и перевозбуждения в первый период необходимо сократить время пребывания ребёнка в учреждении с 1 до 2 - 3 часов и далее до полной продолжительности. Дневной сон первую неделю должен быть дома.
2.  В течение первой недели (иногда до месяца) разрешается сохранить некоторые привычки малыша: приносить любимую игрушку из дома, присутствие матери (при выраженных эмоциональных нарушениях) в группе, которая помогает ребёнку познакомиться с детьми и взрослыми, а также при кормлении и укладывании спать.
3. Исключается насильное кормление и укладывание спать.
4. Необходимо удовлетворять острую потребность ребёнка в эмоциональном контакте со взрослыми (периодическое пребывание ребёнка на руках или коленях взрослого, ласковое обращение, индивидуальная игра с ним).
5. Вопреки желания ребёнок не привлекается к коллективным играм, занятиям, а привыкает к коллективу путём «наблюдения со стороны».
6. В период адаптации в ДОУ малышу не проводятся травмирующие его манипуляции или процедуры. При необходимости родителями продолжается назначенное лечение ребёнка в связи с каким-то заболеванием или функциональным отклонением (анемия, часто болеющий ребёнок, неврологические отклонения и др.).
7. При изменении состояния носоглотки (лёгкое покраснение, отёчность, насморк) целесообразно вывести ребёнка на 2-3 дня и группы. В период адаптации эти явления свидетельствуют о начавшейся активности сапрофитной флоры носоглотки ребёнка, а также флоры, попавшей путём контактного обсеменения от других детей. Эти факторы в дальнейшем могут привести к развитию ОРЗ.
8. Для повышения неспецифической реактивности организма ребёнка можно использовать элеутерококк, т.к. он оказывает защитное действие при стрессе, нормализующее действие на мозговую гемодинамику, синтез белков и иммунологическую реактивность. Назначается по 1-2 капли на год жизни, 2-4 раза в день с молоком, в течение 10-15 дней.
9. При признаках невротизации и выраженного эмоционального напряжения назначаются седативные средства (экстракт или настойка валерианы, пустырника, седативный фитосбор). В особо тяжёлых случаях необходимы беседы психолога как с ребёнком, так и с родителями.

10. Следует обратить внимание на качество детского питания и его сбалансированность, учитывая важную роль белков и витаминов (особенно группы В) в приспособительных реакциях организма ребёнка. Поэтому детям с неблагоприятным прогнозом адаптации за 3-4 недели до поступления в детский сад и в период адаптации, рекомендуется увеличить количество белка на 10-15% от суточной нормы.

Зав.ДШО В.М.Воронина