Задать вопрос

Здоровье ребенка и его готовность к школе

 ЗДОРОВЬЕ РЕБЁНКА И ЕГО ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

     В жизни каждого ребёнка и его родителей наступает такой момент, когда наступает вопрос о школе. Родители задают себе вопрос: в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в школу? Проблемы «Здоровье и готовность ребёнка к обучению в школе» рассматриваются нередко родителями только как заполнение школьной медицинской карты и получения справки от врача в школу.
     Почему мы каждый раз возвращаемся к этому вопросу?
    Обучение в школе является важным периодом не только в образовании и формирования личности, но и становление здоровья детей. Задача - чтобы не ухудшилось здоровье ребёнка во время обучения в школе.
     Адаптация к школе далеко не у всех протекает легко. Большая школьная нагрузка приводит к резкому снижению физической и умственной работоспособности, выраженному переутомлению и как следствие ухудшению здоровья. Обращаем внимание родителей на то, что здоровье ребёнка играет важную роль в готовности ребёнка к обучению в школе. От того, как адаптируется он в школе, во многом зависит его здоровье в последующем. Нередко наблюдается, что до поступления в школу ребёнок был добрым, отзывчивым, самостоятельным, любознательным, усидчивым, а уже в первые дни обучения в школе резко меняется его поведение, становится капризным, раздражительным, плаксивым, трудно запоминает стихи, появляется чрезмерная двигательная активность, ухудшается сон, аппетит, часто болеет. Наши наблюдения показывают, что уже к окончанию первого класса здоровье детей ухудшается, ухудшается зрение, осанка, появляются невротические расстройства и др. Адаптацию можно облегчить, если придерживаться определённых правил подготовки к школе и ведения его в период адаптации.


Требования к подготовке детей к обучению в школе.


     Обязательным условием для приёма детей в школу является: Достижение ими к 1 сентября 6 лет, 6 месяцев; Необходимой степени функциональной готовности к обучению; Отсутствие медицинских показаний к отсрочке школьного обучения; Заключение психолого-медико-педагогического консилиума о готовности ребёнка к обучению.
      Обучение детей с 6 лет не отменялось, но в Железногорске практически нет детей, которым бы было рекомендовано обучение с 6 лет, в связи с тем, что их функциональное состояние не соответствует требованиям, предъявляемым к 6-летнему школьнику. И для обучения шестилетних школьников необходимы особые условия в школе: отдельный блок, организация дневного сна, питание трёхразовое в школе, а школы не готовы их создать.
      Решающим фактором, определяющим возможность начала школьного обучения служит не столько паспортный возраст, сколько степень функциональной готовности ребёнка к выполнению требований школы, его функциональная зрелость, общее развитие и состояние здоровья.
Состояние здоровья детей в городе Железногорске значительно отличается от здоровья детей в области...
       По нашим данным, в первый класс в 2013-2014 годах пришло здоровых детей всего 15,8%, 44.8% имеют функциональные отклонения здоровья, а 39,3% имеют хронические заболевания. Гораздо хуже показатели здоровья у детей не посещающих детские сады (домашние дети), поэтому родители должны обратить на это внимание и принять меры к оздоровлению детей до поступления в школу.

При оформлении в школу даётся заключение:
Готов к обучению в школе;
Условно готов к обучению;
Не готов. Дети, готовые к обучению, - дошкольники, успешно усваивающие программу детского сада, имеющих нормальный уровень психического развития и школьной зрелости. Биологический возраст соответствует паспортному. Дети редко болеют, не имеют хронических заболеваний. Биологический возраст соответствует паспортному. Нет дефектов речи.
Дети не готовые к обучению,- дошкольники, имеющие хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации, выраженные отклонения в поведении, несформированные школьные навыки. Биологический возраст не соответствует паспортному, нет осознанное обучения к учёбе, не справляется с программой детского сада, имеют дефекты речи. Эти дети быстро утомляются на занятии, часто болеют простудными заболеваниями, что снижает возможность их успешного обучения. Условно готовые к обучению имеют менее выраженные отклонения.
Определение готовности к школе проводится в 2 этапа и предусматривает оздоровление дошкольников и коррекцию развития школьно-необходимых функций.
Первое углубленное обследование проводится за год до поступления в школу врачами детской поликлиники (хирург-ортопед, офтальмолог, невропатолог, отоларинголом, эндокринологом, педиатром, проводится лабораторное обследование) и проводится психофизиологическое обследование.
Детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначается комплекс лечебных и оздоровительных мероприятий специалистами детской поликлиники и проводят коррекционные занятия психолог, логопед.
Повторный медосмотр перед поступлением в школу проводится в апреле - марте теми же специалистами. Анализируются данные проведенного оздоровления и даются рекомендации по обучению в школе.
Главные задачи по подготовке детей к школе:
объединить усилия родителей, врачей, педагогов по укреплению физического и психического здоровья;
дома создать благоприятную гигиеническую обстановку и формировать у детей привычку к здоровому образу жизни;
научить детей самостоятельно выполнять все гигиенические процедуры: мыть руки по мере загрязнения, после посещения туалета, после прогулки; полоскать рот после приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном и т.д.;
питание ребёнка должно удовлетворять потребности растущего организма и содержать достаточное количества белка (68 граммов в сутки), который содержится в мясе, твороге, кисло-молочных продуктах, достаточное количество жиров, углеводов, калорий.

Врач-педиатр Т.А.Бровкина